Ритм поэтической речи В. Высоцкого


Цель: Проанализировать ритм речи Высоцкого в плане использования словесных ударений и дополнительных речевых средств в связи с некоторыми особенностями его творческой манеры.
  1. Высоцкий-поэт неординарный, необычный. Поэтическое и песенное наследие Высоцкого огромно.
  2. В.Высоцкий-мастер диалога, во всех песнях Высоцкого такое раскованное и одновременно точное обращение со словом, непринужденное владение разговорными интонациями, которых добиться очень трудно, а Высоцкий добивался.
  3. У Высоцкого - обширнейший метрический репертуар. Набор размеров, которыми он оперирует, так же разнообразен, как круг его тем и сюжетов.
  4. Связь размера с содержанием стиха и его эмоциональным наполнением.
  5. Основные размеры у Высоцкого - трехсложники (дактиль, амфибрахий, анапест) Если такие размеры не освоить интонационно - они будут звучать громоздко или помпезно, и во всех ситуациях Высоцкий успешно сопротивляется с "сопротивлением материала".
  6. Понятие "свободной стопы".
  7. Дополнительные способы ритмизации стихотворных строк (переход от одного размера к другому, использование дольника)
  8. Понятие побочного ударения. Побочное ударение у Высоцкого (использование сложных слов, побочного ударение на предлоге, на частице, на союзе.)
  9. Перенос ударения на нужный слог.
  10. Роль пауз (упорядочивают ритмическую структуру стиха и не дают отступления от размера).
  11. Стяжение звуков (создается регулярность стиха).
  12. Удлинение согласных при нехватке слога ("л", "р", "м", "н")
  13. Значение и перспективы подобных исследований. (Помогают глубже понять творчество автора,проникнуть внутрь его творческой лаборатории и оценить все его произведения с научной точки зрения).
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998