Стендаль. Оппозиция - его стихия, самоутверждение - его страсть


Автор: уч-ся 11-Б класса школы-гимназии 63
Гайнутдинов Т.Р.
Руководитель: Красильникова С.Н.

  1. Анри Бейль врождeнно творчески раздвоенный человек: каждая его "формула" содержит две переменные, никогда не сводясь к одной из них, только в такой двойственности мировосприятия выявляет он себя до конца.
  2. Стендаль способен воспринимать всe до тонкости, но вместе с тем абсолютно неспособен чего-либо добиться на деле. Данный факт составлял предмет его гордости в зрелом возрасте, но, будучи молодым человеком, он эту особенность своего характера выражал в нешуточной робости, испытываемой им.
  3. Стендаль - извечный индивидум, особенная личность, "привиле - гированное существо", психологически обособленное от окружающей среды, от проникновения в его душу чужих идей, мыслей, суждений. Его идеал - наслаждение в одиночестве и одиночество в наслаждении. Образ жизни Стендаля - борьба между рассудком и чувством, между реализмом и романтизмом.
  4. Стендаль пишет только для себя, собственное удовольствие - лишь это цель его творчества и лишь при этом возможно его творчество. Созданная им картина мира - только путь к постижению души, образы людей - только наброски автопортрета. Три его романа ( "Красное и чeрное", "Люсьен Левен", "Пармская обитель" ) представляют собой три вариации истории души Анри Бейля.
  5. "Красное и черное" - шедевр психологического анализа. Автор обогнал свое время: инстинкт художника подсказал ему то, что появится позднее в академических трудах психологов и психоаналитиков. Это первый роман, положивший начало крупнейшему исследованию Стендаля в области самопознания,исследованию, основывающемуся на "твердых" правилах чувства, познание которого возможно лишь через овладение техникой лжи. В главном герое - Жюльене Сореле - все выше "нормы", предполагаемой посредственностью: сила взрывчатого темперамента и сила ума, честолюбивой воли и романтической мечтательности, сосредоточенность на себе, на своем внутреннем мире и стремление разгадать суть людей, вещей, событий.
  6. Стендаль ничем не занимался так планомерно и целеустремленно, как наблюдением над жизнью души, и не было страсти более упорной и долгой, чем страсть "заглядывать" в мозг людей. Он- искуснейший психолог, великий знаток души, но психология для него - это радость думать, чисто человеческое наслаждение знать и понимать себя и других. Стендаль, гениальный импровизатор, - в своем увлечении психологией не шел дальше отрывочной мысли, афоризма.
  7. Стендалевская психология неизменно исходит из него самого и неизменно к нему возвращается. Но этот путь вокруг индивида охватывает всю ширь человеческой души. Писатель прошел две школы самонаблюдения: первую - в детстве, ибо всякое одиночество делает человека бдительней к себе и другим, а вторая длится всю его жизнь: его высшей школой становится любовь.
  8. Едва ли кто-нибудь до Стендаля постиг, как многосложен человек, как близко соприкасаются в нем противоречивые стремления и как еще детская душа содержит в себе все пошлое и возвышенное, грубое и нежное; именно с этих случайных открытий зачинается его искусство психологического анализа, столь ярко отразившееся в автобиографии "Анри Брюлар".
  9. Немногие в продолжение всей своей жизни хранили такое уважение к истине, как Стендаль - "чемпион лжи". Именно ради усовершенствования в искусстве познания истины добивается Стендаль мастерства в притворстве, технике лжи.
  10. Уроки Стендаля: во-первых, никогда не следует сожалеть, что человеком обуревают страсти; во-вторых, выше страсти стоит только подлинное чувство; в-третьих, секрет счастья,- "поднявшись над своими страстями, прийти к истинным чувствам- возвышенному честолюбию и нежной любви".
  11. Стендаль предсказал, открыл и создал модель человека нашей эпохи- человека многосложного и многоликого. Постигнув собственные тайны, Бейль стал величайшим психологом; занеся свои наблюдения на лист бумаги, - психологом, регистрирующим лик человечества, придав своим записям обличие романа, - художником души многосложного человека.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998