Стендаль. Оппозиция - его стихия, самоутверждение - его страсть
Автор: уч-ся 11-Б класса
школы-гимназии 63
Гайнутдинов Т.Р.
Руководитель: Красильникова С.Н.
- Анри Бейль врождeнно творчески раздвоенный человек: каждая его
"формула" содержит две переменные, никогда не сводясь к одной из них,
только в такой двойственности мировосприятия выявляет он себя до конца.
- Стендаль способен воспринимать всe до тонкости, но вместе с
тем абсолютно неспособен чего-либо добиться на деле. Данный факт составлял предмет его гордости в зрелом возрасте, но, будучи молодым человеком, он эту особенность своего характера выражал в нешуточной робости, испытываемой им.
- Стендаль - извечный индивидум, особенная личность, "привиле -
гированное существо", психологически обособленное от окружающей среды,
от проникновения в его душу чужих идей, мыслей, суждений. Его идеал -
наслаждение в одиночестве и одиночество в наслаждении. Образ жизни
Стендаля - борьба между рассудком и чувством, между реализмом и романтизмом.
- Стендаль пишет только для себя, собственное удовольствие -
лишь это цель его творчества и лишь при этом возможно его творчество.
Созданная им картина мира - только путь к постижению души, образы людей - только наброски автопортрета. Три его романа ( "Красное и чeрное", "Люсьен Левен", "Пармская обитель" ) представляют собой три вариации истории души Анри Бейля.
- "Красное и черное" - шедевр психологического анализа. Автор
обогнал свое время: инстинкт художника подсказал ему то, что появится
позднее в академических трудах психологов и психоаналитиков. Это первый роман, положивший начало крупнейшему исследованию Стендаля в области самопознания,исследованию, основывающемуся на "твердых" правилах
чувства, познание которого возможно лишь через овладение техникой лжи.
В главном герое - Жюльене Сореле - все выше "нормы", предполагаемой
посредственностью: сила взрывчатого темперамента и сила ума, честолюбивой воли и романтической мечтательности, сосредоточенность на себе,
на своем внутреннем мире и стремление разгадать суть людей, вещей,
событий.
- Стендаль ничем не занимался так планомерно и целеустремленно,
как наблюдением над жизнью души, и не было страсти более упорной и
долгой, чем страсть "заглядывать" в мозг людей. Он- искуснейший психолог, великий знаток души, но психология для него - это радость думать,
чисто человеческое наслаждение знать и понимать себя и других. Стендаль, гениальный импровизатор, - в своем увлечении психологией не шел
дальше отрывочной мысли, афоризма.
- Стендалевская психология неизменно исходит из него самого и
неизменно к нему возвращается. Но этот путь вокруг индивида охватывает
всю ширь человеческой души. Писатель прошел две школы самонаблюдения:
первую - в детстве, ибо всякое одиночество делает человека бдительней
к себе и другим, а вторая длится всю его жизнь: его высшей школой становится любовь.
- Едва ли кто-нибудь до Стендаля постиг, как многосложен человек, как близко соприкасаются в нем противоречивые стремления и как
еще детская душа содержит в себе все пошлое и возвышенное, грубое и
нежное; именно с этих случайных открытий зачинается его искусство психологического анализа, столь ярко отразившееся в автобиографии "Анри
Брюлар".
- Немногие в продолжение всей своей жизни хранили такое уважение
к истине, как Стендаль - "чемпион лжи". Именно ради усовершенствования
в искусстве познания истины добивается Стендаль мастерства в притворстве, технике лжи.
- Уроки Стендаля: во-первых, никогда не следует сожалеть, что
человеком обуревают страсти; во-вторых, выше страсти стоит только подлинное чувство; в-третьих, секрет счастья,- "поднявшись над своими
страстями, прийти к истинным чувствам- возвышенному честолюбию и нежной любви".
- Стендаль предсказал, открыл и создал модель человека нашей
эпохи- человека многосложного и многоликого. Постигнув собственные
тайны, Бейль стал величайшим психологом; занеся свои наблюдения на
лист бумаги, - психологом, регистрирующим лик человечества, придав
своим записям обличие романа, - художником души многосложного человека.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998