Гоголь Набокова и "гоголи "советского литературоведения
Бабенышева Лариса
ученица 11 класса ср. школы ѕ 43 г. Ярославля.
научный руководитель - Болдырева Е. М., преподаватель кафедры русской
литературы ЯГПУ.
  Николай Васильевич Гоголь - один из известнейших писателей века,
достойнейший талант литературного искусства и неординарный творец
слова. Поэтому достаточно много исследовательских работ, критических
статей, учебников посвящено Гоголю. В наши дни, когда современной,
достойной читателя литературы не так уж и много, проявляется интерес
к классике, возрождается и чтение Гоголя. А сравнение и сопоставление
литературоведческих статей, доступных сейчас любому читателю,
приводит к новому восприятию вроде бы уже знакомого нам Гоголя.
  Целью моего исследования является анализ взглядов ярких
представителей, исследовавших жизнь и творчество писателя.
Достижение этой цели предполагает решение трех конкретных
задач.
 Во-первых, рассмотрение различных интерпретаций личности
Гоголя в трудах литературоведов. Во-вторых, сравнение восприятий
художественного мира писателя разными исследователями. В-третьих,
двусторонний анализ интерпретаций гоголевской "Шинели".
  Для проведения данногоисследования послужили работы В Набокова и
С Машинского. Машинский является представителем типичного советского
литературоведения и выдвигает соответствующее мнение о жизни и
творчестве. Гоголя. Набоков предлагает диаметрально противоположный
взгляд. С этой точки зрения рассмотрение данных работ интересно и
полезно.
  Основным методом, применяющимся в данной работе,является
сравнительный анализ.Для максимально эффективных результатов
использовался хронологический и логический методы.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
  Интерпретация личности Н.В.Гоголя у Набокова и Машинского
различна.Каждый использовал свой подход. Машинский идеализирует жизнь
писателя (что было совершенно характерно для советской идеологии ),
создаeт кумира для массового поклонения. Он говорит о положительных
чертах Гоголя,о раннем таланте,скрывая,а точнее сказать,не зная
недостатков.Гоголь явно канонизируется.В процессе изучения статьи
логическая цепочка,свойственная периоду советского
литературоведения:родился, учился, женился.С первых строк начинается
отсчeт времени жизни писателя.Совершено иная позиция Набокова.Его
текст спиралеобразен. Статья начинается со смерти Гоголя, далее
следуют болезни, путешествия и творчество,и,наконец,детство. Набоков
разбивает миф, созданный советской идеологией делая акцент на неудачах
писателя. Набоков и Машинский не были представителями гоголевской
эпохи,поэтому их восприятие прошло лучом сквозь преломляющую
призму,которой послужил сам Гоголь.
  Кто же он-творец незыблемой литературы? Ответы на этот вопрос у
литераторов различны. У Машинского -это гениальный художник -
реалист,проникнутый живым интересом к русской действительности.
Набоков это опровергает:"Непонятно, какой надо иметь склад ума,чтобы
увидеть в Гоголе предшественника"натуральной школы"и реалистического
живоописания русской жизни". Машинский принимает гениальность всех
гоголевских произведений,утверждая, что в них разоблачается феодально-
крепостнический,буржуазно-капиталистический строй России. Советская
идеология трактовала это как могучее оружие в борьбе революционеров за
советскую власть.Набоков считал, что Гоголь написал всего лишь
несколько книг,где он и достиг апогея. Это-"Ревизор","Шинель"и первая
часть "Мeртвых душ".Гоголь-не классик, не реалист,а самый причудливый
человек России и порой "отвратительный в своей причудливости. Его
произведения, как и всякая великая литература - это феномен языка,
а не идей.
  Именно этот феномен ярко прослеживается в гоголевской "
Шинели".
  По Набокову - это апофеоз и degringolade (стремительный спуск )."
Шинель"-это гротеск и мрачный кошмар, пробивающий чeрные дыры в
смутной картине жизни. Гоголь был странным созданием,но гений всегда
странен.Акакий Акакиевич абсурден, так как абсурд-любимая муза Гоголя,
два плюс два дают пять,если не корень из пяти, и в мире Гоголя всe
это естественно.По мнению Набокова, великая литература идeт по краю
иррационального, и "Шинель" - это не что иное, как вершина
иррациональности в литературе. По мнению Машинского, "Шинель" - это
одно из основополагающих произведений "натуральной школы".
Акакий Акакиевич- жертва нищеты и произвола, униженный и
оскорблeнный, и вся повесть поразила его своим социальным обличением.
 
Таким образом, "пропустив" личность и творчество Гоголя через различные
инпретационные призмы, мы получили двух совершенно разных "гоголей",
delnmqrphps~yhu две модели литературоведческого восприятия.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998