Гоголь Набокова и "гоголи "советского литературоведения


Бабенышева Лариса ученица 11 класса ср. школы ѕ 43 г. Ярославля.
научный руководитель - Болдырева Е. М., преподаватель кафедры русской литературы ЯГПУ.


      Николай Васильевич Гоголь - один из известнейших писателей века, достойнейший талант литературного искусства и неординарный творец слова. Поэтому достаточно много исследовательских работ, критических статей, учебников посвящено Гоголю. В наши дни, когда современной, достойной читателя литературы не так уж и много, проявляется интерес к классике, возрождается и чтение Гоголя. А сравнение и сопоставление литературоведческих статей, доступных сейчас любому читателю, приводит к новому восприятию вроде бы уже знакомого нам Гоголя.
      Целью моего исследования является анализ взглядов ярких представителей, исследовавших жизнь и творчество писателя. Достижение этой цели предполагает решение трех конкретных задач.
     Во-первых, рассмотрение различных интерпретаций личности Гоголя в трудах литературоведов. Во-вторых, сравнение восприятий художественного мира писателя разными исследователями. В-третьих, двусторонний анализ интерпретаций гоголевской "Шинели".
      Для проведения данногоисследования послужили работы В Набокова и С Машинского. Машинский является представителем типичного советского литературоведения и выдвигает соответствующее мнение о жизни и творчестве. Гоголя. Набоков предлагает диаметрально противоположный взгляд. С этой точки зрения рассмотрение данных работ интересно и полезно.
      Основным методом, применяющимся в данной работе,является сравнительный анализ.Для максимально эффективных результатов использовался хронологический и логический методы.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.


      Интерпретация личности Н.В.Гоголя у Набокова и Машинского различна.Каждый использовал свой подход. Машинский идеализирует жизнь писателя (что было совершенно характерно для советской идеологии ), создаeт кумира для массового поклонения. Он говорит о положительных чертах Гоголя,о раннем таланте,скрывая,а точнее сказать,не зная недостатков.Гоголь явно канонизируется.В процессе изучения статьи логическая цепочка,свойственная периоду советского литературоведения:родился, учился, женился.С первых строк начинается отсчeт времени жизни писателя.Совершено иная позиция Набокова.Его текст спиралеобразен. Статья начинается со смерти Гоголя, далее следуют болезни, путешествия и творчество,и,наконец,детство. Набоков разбивает миф, созданный советской идеологией делая акцент на неудачах писателя. Набоков и Машинский не были представителями гоголевской эпохи,поэтому их восприятие прошло лучом сквозь преломляющую призму,которой послужил сам Гоголь.
      Кто же он-творец незыблемой литературы? Ответы на этот вопрос у литераторов различны. У Машинского -это гениальный художник - реалист,проникнутый живым интересом к русской действительности. Набоков это опровергает:"Непонятно, какой надо иметь склад ума,чтобы увидеть в Гоголе предшественника"натуральной школы"и реалистического живоописания русской жизни". Машинский принимает гениальность всех гоголевских произведений,утверждая, что в них разоблачается феодально- крепостнический,буржуазно-капиталистический строй России. Советская идеология трактовала это как могучее оружие в борьбе революционеров за советскую власть.Набоков считал, что Гоголь написал всего лишь несколько книг,где он и достиг апогея. Это-"Ревизор","Шинель"и первая часть "Мeртвых душ".Гоголь-не классик, не реалист,а самый причудливый человек России и порой "отвратительный в своей причудливости. Его произведения, как и всякая великая литература - это феномен языка, а не идей.
      Именно этот феномен ярко прослеживается в гоголевской " Шинели".
      По Набокову - это апофеоз и degringolade (стремительный спуск )." Шинель"-это гротеск и мрачный кошмар, пробивающий чeрные дыры в смутной картине жизни. Гоголь был странным созданием,но гений всегда странен.Акакий Акакиевич абсурден, так как абсурд-любимая муза Гоголя, два плюс два дают пять,если не корень из пяти, и в мире Гоголя всe это естественно.По мнению Набокова, великая литература идeт по краю иррационального, и "Шинель" - это не что иное, как вершина иррациональности в литературе. По мнению Машинского, "Шинель" - это одно из основополагающих произведений "натуральной школы". Акакий Акакиевич- жертва нищеты и произвола, униженный и оскорблeнный, и вся повесть поразила его своим социальным обличением.
      Таким образом, "пропустив" личность и творчество Гоголя через различные инпретационные призмы, мы получили двух совершенно разных "гоголей", delnmqrphps~yhu две модели литературоведческого восприятия.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998