Современный кризис заработной платы

Ермаков Родион Маратович
Ученик 10-го класса средней школы N63
Научный руководитель
Ермаков Валерий Маратович студент МУБиНТ

Проблема неэффективности системы оплаты труда, как и проблема диспропорций в уровне заработной платы в сегодняшней России очень актуальны. В данной работе я старался проследить причины, которые привели к кризису заработной платы, и пути выхода из сложившейся ситуации.
Как раньше, так и сейчас существует проблема несовершенства форм и механизмов мотивации высокопроизводительного труда. Оплата труда строго регулировалась и зависела от уровня разряда того или иного работника. В теперешних рыночных отношениях мы напрямую столкнулись с проблемой рыночной оплаты труда и старой сохранившейся системой оплаты а также с проблемой неплатежей.
При возникнувшей дешевизне труда появилось несоответствие уровня его оплаты по старой схеме - появились диспропорции. К примеру, заработная плата обслуживающего персонала банковских структур в несколько раз выше зарплаты научного работника. Это связано с тем, что некоторые отрасли производства могли себя экономически оправдывать, а некоторые держались на государственных субсидиях и при переходе на рыночные отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка. Это привело к так называемой <несправедливой> оценке труда. В условиях непредсказуемости и неопределенности оценки труда возникла гонка заработной платы и цен, которая лишь усугубляла социальную напряженность в обществе и явилась дополнительным стимулом усугубления инфляции, возникла разница между ростом цен на товары и услуги и индексацией заработной платы. Неадекватность оценки труда, проигрывание росту цен, невыплаты зарплаты - все это привело к тому, что труд перестал играть первостепенную роль в жизни общества.
Данная нестабильность породила массу проблем: бедность работающего населения, отток высококвалифицированной рабочей силы в различные сферы, спад производства, сокращение потребительского спроса. Все это возникло из- за несвоевременного и непродуманного решения вопросов возникших в результате реформ.
В России главной целью реформ стала формирование неких "эффективных собственников", а не эффективных менеджеров и производительных рабочих, основой благополучия которых является эффективный труд (вопрос о возможности соединения труда и собственности оставляем в стороне). Но за годы реформ значимость и престижность значительно понизилась.
Уменьшение доли оплаты труда обусловлено многими факторами: катастрофическим спадом производства, инвестиций, политикой правительства по сдерживанию роста заработной платы и прочее. Но главная причина - очень низкий ее уровень. К примеру, в США, где 90% населения занято наемным трудом и где заработная плата достаточно высока, ее доля в совокупных доходах составляет 59,4% а доля доходов от собственности, дивидендов, процентов и ренты - 25,25%. И это в стране с высокоразвитой рыночной экономикой, основой которой является предпринимательская деятельность! Явная ненормальность ситуации в России является свидетельством того, что, во-первых, у нас формируется одна из самых жестких систем эксплуатации наемного труда; во-вторых, стоимость рабочей силы, а, следовательно, и оплата труда выведены из системы рыночных оценок, находятся под строгим административным контролем - государственным и предпринимательским. Но известно, что низкие доходы (и в первую очередь заработная плата) порождают низкие уровни спроса и сбережений, ведущие, в свою очередь, к уменьшению капиталовложений и утрате основы для роста производства и производительности труда, процветания экономики, в результате чего доходы граждан еще больше уменьшаются. Кроме того, низкооплачиваемый труд малопродуктивен и, как правило, плохого качества.
На сегодняшний день социально-экономическую ситуацию в стране определяет возникший порочный круг:
государство не способно собрать все налоги. Поэтому доходной части бюджета не хватает на покрытие необходимых расходов, прежде всего социальных;
9/10 налогов и сборов, а значит, и доходов бюджета взимается с предприятий и организаций, которые не в состоянии их полностью выплатить, а если, и выплачивают, то лишаются прибыли-источника развития, становятся неплатежеспособными в дальнейшем, что ухудшает общее финансовое положение;
социальные расходы государства растут быстрее доходов, так как именно оно обеспечивает выплату всех пенсий, предоставляет 70% дотаций на поддержание жилья, покрывает основные расходы на здравоохранение, социальное Страхование, и т.д. Из-за существенного недофинансирования всех этих сфер уровень жизни, здоровья населения, состояния жилья и коммунальной сферы катастрофически ухудшаются;
из-за низкой номинальной зарплаты практически невозможно переложить значительную часть налогового бремени на население ( что проектировалось правительством при создании нового Налогового Кодекса), серьезно сократить расходы гос. бюджета в этом направлении.
Выход из создавшейся ситуации я вижу в поднятии уровня минимальной заработной платы в 2-3 раза, при одновременном понижении налогового бремени предприятий и снижении уровня социальных расходов государства.
Практически государство на сегодняшний день оплачивает более 70% по счетам на поддержание жилья для населения. На lni взгляд государству следует выплачивать эти средства гражданам, чтоб они в свою очередь платили по свои счетам сами. Таким образом государство не расходует средства на оплату социальных дотаций на жильЈ а выплачивает эти деньги в виде повышения заработной платы бюджетникам и пенсий пенсионерам, чем повышает их стимул к работе и уровень жизни. Для повышения заработной платы в коммерческих предприятиях издается закон "О заработной плате". Коммерческие предприятия не теряют свою прибыль от повышения заработной платы своим работникам так как снижается налог на прибыль для предприятий в то время как подоходный налог растет.
При правильной работе этого постановления государство значительно облегчит расходную часть бюджета и, также, "снимет петлю с шеи" российских предприятий.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998