Современный кризис заработной платы
Ермаков Родион Маратович
Ученик 10-го класса средней школы N63
Научный руководитель
Ермаков Валерий Маратович
студент МУБиНТ
Проблема неэффективности системы оплаты труда, как и
проблема диспропорций в уровне заработной платы в
сегодняшней России очень актуальны. В данной работе я
старался проследить причины, которые привели к кризису
заработной платы, и пути выхода из сложившейся ситуации.
Как раньше, так и сейчас существует проблема
несовершенства форм и механизмов мотивации
высокопроизводительного труда. Оплата труда строго
регулировалась и зависела от уровня разряда того или
иного работника. В теперешних рыночных отношениях мы
напрямую столкнулись с проблемой рыночной оплаты труда и
старой сохранившейся системой оплаты а также с
проблемой неплатежей.
При возникнувшей дешевизне труда появилось
несоответствие уровня его оплаты по старой схеме -
появились диспропорции. К примеру, заработная плата
обслуживающего персонала банковских структур в несколько
раз выше зарплаты научного работника. Это связано с
тем, что некоторые отрасли производства могли себя
экономически оправдывать, а некоторые держались на
государственных субсидиях и при переходе на рыночные
отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка.
Это привело к так называемой <несправедливой> оценке
труда. В условиях непредсказуемости и неопределенности
оценки труда возникла гонка заработной платы и цен,
которая лишь усугубляла социальную напряженность в
обществе и явилась дополнительным стимулом усугубления
инфляции, возникла разница между ростом цен на товары и
услуги и индексацией заработной платы. Неадекватность
оценки труда, проигрывание росту цен, невыплаты зарплаты
- все это привело к тому, что труд перестал играть
первостепенную роль в жизни общества.
Данная нестабильность породила массу проблем: бедность
работающего населения, отток высококвалифицированной
рабочей силы в различные сферы, спад производства,
сокращение потребительского спроса. Все это возникло из-
за несвоевременного и непродуманного решения вопросов
возникших в результате реформ.
В России главной целью реформ стала формирование
неких "эффективных собственников", а не эффективных
менеджеров и производительных рабочих, основой
благополучия которых является эффективный труд (вопрос о
возможности соединения труда и собственности оставляем в
стороне). Но за годы реформ значимость и престижность
значительно понизилась.
Уменьшение доли оплаты труда обусловлено многими факторами:
катастрофическим спадом производства, инвестиций,
политикой правительства по сдерживанию роста заработной
платы и прочее. Но главная причина - очень низкий ее
уровень. К примеру, в США, где 90% населения занято
наемным трудом и где заработная плата достаточно высока,
ее доля в совокупных доходах составляет 59,4% а доля
доходов от собственности, дивидендов, процентов и ренты -
25,25%. И это в стране с высокоразвитой рыночной
экономикой, основой которой является предпринимательская
деятельность! Явная ненормальность ситуации в России
является свидетельством того, что, во-первых, у нас
формируется одна из самых жестких систем эксплуатации
наемного труда; во-вторых, стоимость рабочей силы, а,
следовательно, и оплата труда выведены из системы
рыночных оценок, находятся под строгим административным
контролем - государственным и предпринимательским. Но
известно, что низкие доходы (и в первую очередь
заработная плата) порождают низкие уровни спроса и
сбережений, ведущие, в свою очередь, к уменьшению
капиталовложений и утрате основы для роста производства и
производительности труда, процветания экономики, в
результате чего доходы граждан еще больше уменьшаются.
Кроме того, низкооплачиваемый труд малопродуктивен и, как
правило, плохого качества.
На сегодняшний день социально-экономическую ситуацию в
стране определяет возникший порочный круг:
государство не способно собрать все налоги. Поэтому
доходной части бюджета не хватает на покрытие необходимых
расходов, прежде всего социальных;
9/10 налогов и сборов, а значит, и доходов бюджета
взимается с предприятий и организаций, которые не в
состоянии их полностью выплатить, а если, и выплачивают,
то лишаются прибыли-источника развития, становятся
неплатежеспособными в дальнейшем, что ухудшает общее
финансовое положение;
социальные расходы государства растут быстрее доходов, так как
именно оно обеспечивает выплату всех пенсий,
предоставляет 70% дотаций на поддержание жилья, покрывает
основные расходы на здравоохранение, социальное
Страхование, и т.д. Из-за существенного
недофинансирования всех этих сфер уровень жизни, здоровья
населения, состояния жилья и коммунальной сферы
катастрофически ухудшаются;
из-за низкой номинальной зарплаты практически
невозможно переложить значительную часть налогового
бремени на население ( что проектировалось
правительством при создании нового Налогового Кодекса),
серьезно сократить расходы гос. бюджета в этом
направлении.
Выход из создавшейся ситуации я вижу в поднятии уровня
минимальной заработной платы в 2-3 раза, при
одновременном понижении налогового бремени предприятий и
снижении уровня социальных расходов государства.
Практически государство на сегодняшний день оплачивает более
70% по счетам на поддержание жилья для населения. На
lni взгляд государству следует выплачивать эти средства
гражданам, чтоб они в свою очередь платили по свои счетам
сами. Таким образом государство не расходует средства на
оплату социальных дотаций на жильЈ а выплачивает эти
деньги в виде повышения заработной платы бюджетникам и
пенсий пенсионерам, чем повышает их стимул к работе и
уровень жизни. Для повышения заработной платы в
коммерческих предприятиях издается закон "О заработной
плате". Коммерческие предприятия не теряют свою прибыль
от повышения заработной платы своим работникам так как
снижается налог на прибыль для предприятий в то время как
подоходный налог растет.
При правильной работе этого постановления
государство значительно облегчит расходную часть бюджета
и, также, "снимет петлю с шеи" российских
предприятий.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998