М.А.БАКУНИН И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.

УШАКОВА Екатерина ученица 11"Б" класса средней школы N12 г.Ярославля Научный руководитель - Кузин С.Н., доцент ЯрГУ

1. М.А Бакунин. На протяжении всей жизни его политические взгляды менялись. Свое философское самообразование он начал с изучения немецкой философии (Канта, Фихте, Гегеля). В начале 40- х годов в результате поездки в Берлинский Университет происходит превращение молодого философа - романтика из консервативного в радикального гегельянца и начинают формироваться его политические взгляды, как революционера- демократа. В середине 60-х годов взгляды Бакунина развились в более или менее целостное, анархистское мировоззрение.
2. 1836 г. - перевод сочинения Фихте, озаглавленный "Несколько лекций о призвании ученого".
1838 г. - предисловие к переводу "Гимназических речей" Гегеля и неоконченный цикл статей "О философии".
1843 г. - статья "Коммунизм". 1867 г. - сочинения "Федерализм, социализм и антилогизм".
1873 г. - книга "Государственность и анархия".
3. Анархистская доктрина М.А.Бакунина получила свое оформление в идейно-политической обстановке 60-х годов и выделялась двумя особенностями:
- революционно-бунтарским отрицанием сложившихся учреждений политического и духовного гнета;
- утверждением необходимости безгосударственного коллективизма в будущем социалистическом обществе.
4. Анархия, утверждается в работах Бакунина конца 60-х начала 70-х, представляет собой заключительный этап общественной эволюции. Возникновение нового общественного мнения строя Бакунин продолжал связывать с распространением "идеи свободы" в массах.
5. В свободе Бакунин видел единственную в своем роде среду, где могут развиваться и процветать ум, достоинство и благоденствие людей. Свобода индивида есть не что иное, как "отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных".
6. Бакунин считал, что идеальные нравственные ценности должны быть реализованы только путем народно-стихийной социальной революции. Совершить социальную революцию - это значит, согласно Бакунину, разрушить все учреждения неравенства и насилия, установить экономическое и социальное равенство все с тем, чтобы на этой основе возникли свобода, нравственность, "солидарная человечность всех".
7. Государство, по Бакунину, это абсолютное ограничение, это отрицание свободы во имя всеобщего интереса или общего блага. Там где начинается государство, там кончается индивидуальная свобода и наоборот. Природа государства коренится в принуждении, в действии насилием, а не убеждением. Всегда приказывая, государство обесценивает даже то доброе, что оно хочет иной раз сделать, так как повелением убивают свободу. Человеческая свобода, нравственность и достоинство заключается именно в том, что человек делает добро не потому, что ему так , а потому что он его сознает, его хочет , его любит.
Согласно Бакунину, с исторической точки зрения, государство есть зло, но "зло исторически необходимое" столь же необходимое в прошедшем, как рано или поздно станет необходимым его полное уничтожение, столь же необходимое как были необходимы и первобытная животность и "неологические пустоплетения людей". Государство - это переходящая форма общества, подобная церкви по отношению к которой оно является "меньшим братом".
"Так как политическое государство не имеет иного назначения, кроме как покровительствовать эксплуатации экономически привилегированными классами народного труда, то и государственная власть может быть совместима лишь исключительно свободой этих классов интересы которых оно представляет, и по той же самой причине оно должно быть враждебно свободе народа".
"Государство есть сила и прежде всего именно оно закрепляет за собой "право силы", и все же это всесильное государство не может обойтись в своей деятельности без моральной санкции (одобрения) подданных, то есть народных масс".
Демократическое государство основанное на свободном голосовании всех граждан, также может стать отрицанием их свободы, Бакунин полагал при этом, что все зависит от "назначения власти", которую граждане предоставляют государству.
Республиканское государство, основанное на всеобщем избирательном праве может быть очень деспотичным, считал Бакунин, даже более деспотичным, чем монархическое государство, когда оно, прикрываясь "всеобщей волей", начнет подавлять "всей тяжестью своего комплективного могущества" волю и свободное движение каждого из своих членов.
Бакунин доверял выборному представительному правлению. Суть выборности сообщал формулой: "Все для народа, но ничего при помощи народа".
"Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности". 8. " Высшая власть, - признаваемая и уважаемая массами, за таковую, - может иметь лишь три источника: силу, религию и деятельность высшего разума". Власть, подчеркивал Бакунин, действует столь же развратительно на тех, кто обличен ею, как и на тех, кто вынужден ей покоряться.
"Всякая власть, в особенности диктаторская, портит человека".
" Работники, которые выйдут в правительство, перестанут быть работниками и станут угнетателями".
"Всякое государство и власть есть зло, они могут быть основаны и поддержаны лишь преступлениями".
9. Анархизм продолжает оставаться сегодня не менее многоликим, чем он был в прошлом веке. Современные анархисты продолжают усердно нападать на государственность и законы, и по-прежнему видят в них лишь искусственно созданные орудия репрессии против свободолюбивой личности.
На данный момент можно выделить следующие направления современного анархизма: анархо-индивидуалистский, крестианский, коллективистский, коммунистический, утилитарный, анархо-синдикалистский, анархо-пацифистский и заговорщический.
Анархисты подвергают сомнению позитивную роль судебных и исправительных учреждений.
"Каждый индивид способен и должен стать полностью свободным от внешнего, по отношению к нему, воздействия на власти и что он при этом должен судить самостоятельно о том, что правильно и что не правильно" - считают анархисты.
Анархисты выступают в пользу замены более узкого (политического, государственного) регулирования более широким (моральным).
Концепции анархистов живучи и вновь расцветают.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998