ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
РЕКИ НОРЫ - ПРИТОКА РЕКИ ВОЛГИ
ФОМИЧЕВА Евгения,
ученица 10 класса средней школы N 17 г.Ярославля
Научный руководитель - Майоров А.Н.,доцент ЯГПУ,
Кондрашина Г.Г., учитель экологии
Одной из актуальнейших проблем современности,принявшей
планетарный характер,стала проблема водных ресурсов мира,их использование и сохранение для будущих поколений.
Реки являются не только могильниками отходов,но и источниками питьевой воды для крупных городов и поселков. Составлены
крупнейшие проекты опреснения морских и минерализованных вод, но
опресненная вода непригодна для употребления.
Недаром воде поклонялись древние народы России. Это отражено в работах русских ученых Д.Н.Анучина,В.В.Докучаева и др.
В основах водного законодательства России указано на необходимость охраны малых рек России, по берегам которых проживает
основная масса населения. Необходимо водоохранное просвещение и
воспитание населения.
Организация комплексной школьной экспедиции по изучению
малой реки Норы, притока Волги, является частью краеведческой работы по охране природы в школе, что позволяет углублять теоретические знания в формировании практических навыков в области рационального природопользования и повысить интерес старшеклассников
к научно-исследовательской работе. Экспедиция помогла уточнить
карту р.Норы, взять пробы воды и почвы вверх по течению реки и
провести исследования по уточнению ареалов загрязнения хромом,
кобальтом,мышьяком и кадмием,выполненных доцентом ЯГПУ Е.Ю.Колбовским по экологии г.Ярославля и области,определить рН воды,плотность,прозрачность,температуру,исследовать общее состояние
растительного и животного мира реки. В результате чего,предложены
методы очистки воды: обратный осмос,ультрафильтрация,нейтрализация
вод углекислотой дымовых газов,коагуляция,метод ионного обмена,адсорбция активными углями,известкование,обработка воды микроорганизмами.
Планируются дальнейшие экскурсии с целью уточнения возможностей оживления р.Норы благодаря созданию отстойников,очистки
родников и возможности изменения русла реки с целью уменьшения
влияния Скоковского полигона.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998