А.С. Пушкин и М.С. Петровых

Работа рассматривает пушкинские традиции в творчестве поэтессы с середины 20 века М.С.Петровых. М.С.Петровых яркий, неординарный, интересный поэт. Ее лирика отличается глубиной проблематики, мучительными поисками смысла жизни, оригинальной интонацией поэтической речи. Однако творчество Петровых изучено недостаточно. Мало внимания уделено ее мастерству, ее месту в русской литературе, традициям, которые она продолжала. Мы считаем, что сильнее всего в творчестве Петровых проявились традиции Пушкина. Выявлению связей этих поэтов и посвящена наша работа. Для ярославцев изучение творчества М.С.Петровых представляет особый интерес, так как ярославский край является родиной Петровых, и именно здесь началась ее поэтическая деятельность.

Сборники стихов М.С.Петровых.

  1. Петровых М.С. Предназначенье: Стихи разных лет.М.,: Советский писатель. 1983.
  2. Петровых М.С. Черта горизонта. Ереван,- 1986.
  3. Петровых М.С. Избранное. М.,: Художественная литература, 1991.
  4. Петровых М.С. Костер в ночи. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. 1991.
Газетные и журнальные публикации о Петровых.
Сбор фактического материала по теме.
Анализ стихов.

Через всю жизнь пронесла М.С.Петровых представление о высоком "предназначении" поэта. Кто же в наибольшей степени отвечал представлению Петровых об идеальном поэте? Любовью с малых лет и на всю жизнь называла Петровых Пушкина: " Больше всего на свете я люблю Пушкина, - стихи, прозу, письма, статьи и весь его человеческий облик, его суть, его сущность". В прозаическом разделе книги "Избранное" "Из письменного стола" мы видим частую перекличку мыслей поэтессы и Пушкина, цитирование его строк. Мария Сергеевна выступает и как исследователь Пушкина - ее замечания о его произведениях точны, метки, оригинальны.

В работе дан анализ стихов Петровых, посвященных Пушкину. 25 августа 1935 года она пишет стихотворение "Кто дает право вам спрашивать?". Указание точной даты стихотворения мы встречаем у Петровых очень редко. Написано оно в годы, когда писателей оценивали, прежде всего, по социальному происхождению, во время нападок на "дворянскую" культуру. Юная поэтесса гневно вопрошает своих оппонентов:


Кто дает вам право спрашивать -
Нужен Пушкин или нет?
Неужели сердца вашего
Недостаточен ответ?

Стихотворение полно ораторского пафоса, достигаемого сочетанием риторических вопросов, восклицаний. Пушкин, по мнению Петровых, не принадлежит к прошлому, он - символ человечности искусства, без него - "мрак" "царствия Батыева", а с ним - "будущее" и "наше трепетное, лучшее".

Мария Петровых любила все, что связано с Osxjhm{l, любила заветные пушкинские места, среди которых Болдино занимает особое почетное положение. Именно Болдину посвящает свою стихотворение М.С.Петровых в 1930 году, ровно через сто лет после того, как здесь был поэт. Стихотворение поэтессы "Болдинская осень" о том же, о чем и "Осень" Пушкина - о ходе времени, о творческом процессе, об истоках поэтического вдохновения. Поэтесса пытается воссоздать духовный мир поэта, истоки его необычного творческого взлета.

Многие образы и приемы стихотворения М. С. Петровых перекликаются с пушкинской "Осенью".

Пушкин:
"Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей".
Петровых:
"Что может быть грустней и проще
Обобранной ветрами рощи".
Пушкин: "Дохнул осенний хлад:
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол".
Петровых:
"Осенний лед, сковавший лужи
Так ослепительно сверкал"
Пушкин:
" Камин опять горит "
Петровых:
" И вот в разгневанном камине"
Ход времени неумолим. Немногое осталось в Болдине от тех времен:
Сгубили рощу на дрова,-

Но для радости потомков Всевышний сберег три дерева, которые в глубине души своей:


Таят, не понимая сами, -
Свет глаз твоих, тепло руки
И слов неясных ветерки.
Интересно и строфическое строение стихотворения, которое перекликается с пушкинской "Осенью". Поэтесса тоже выбирает большую строфу,6 строк, но не 8, как в пушкинской октаве. Но как у Пушкина строф-12 (по числу месяцев в году). И как у
Пушкина 12-ая строфа укороченная:
Пушкин:
"Плывет. Куда ж нам плыть?"
Петровых:
"С тех пор сто лет прошло. Никто
Тебе откликнуться не в силах ".

В работе также анализируется небольшая поэма "Медный зритель", которая посвящена памятнику Петру I. Как и в поэме Пушкина "Медный всадник" в основе сюжета оживление памятника Петру I. Поэма построена на контрастах дня и ночи, эпохи Петра и современности. Ведущие ее мотивы вдохновение и свобода.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998