Круг чтения и металитературная проблематика в романе "Евгений Онегин"
- Мир литературы в романе:
а) литература разных стран, эпох, разных языков.
- Цель исследования: рассмотреть:
- формирование "книжного мира" героев;
- связь "книжного мира" с металитературной проблематикой романа.
- Литературный мир Онегина:
- литературные произведения, знание которых было необходимо для
самоутверждения в светском обществе;
- круг чтения: Адам Смит (политэкономические труды), Ювенал, Вергилий,
Байрон;
- Онегин и байронический герой: Евгений формирует свой образ по образу
и
подобию романтического героя.
- Литературный мир Татьяны как "виртуальная реальность":
- сентиментальные романы (Ричардсон, Руссо), где главной добродетелью
является благопристойность, высокие моральные, религиозные
принципы;
- романтическая литература, романы ужасов, где главные герои -мрачные,
одинокие, противостоящие миру личности;
- литература и фольклор в сознании Татьяны: народные предания,
страшные
рассказы, приметы, сонник Мартына Задеки.
- Литературный мир Ленского -мир романтической поэзии. Круг чтения героя
влиял
на формирование его политического и эстетического мировоззрения.
Ориентация на
образы немецкого романтизма (Шиллер, Гeте).
- Пересечение литературных миров главных героев:
- присутствие романтических произведений как в "библиотеке" Татьяны,
так и
в "библиотеке" Онегина;
- появление сентиментальных романов, которые читала Татьяна, в
"библиотеке
Онегина;
- общая "библиотека" Татьяны и Онегина: Руссо, мадам де Сталь, Байрон.
- Книжный мир и реальность.
Столкновение миров приводят к трагедии у Татьяны, к гибели Ленского.
- Выводы:
- литературность персонажей Пушкина: отождествление героями самих себя с
образцовыми литературными типами;
- условный герой в реальной русской действительности 20-х годов XIX
века;
- преодоление литературности в романе через металитературную
рефлексию.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998