Круг чтения и металитературная проблематика в романе "Евгений Онегин"

  1. Мир литературы в романе: а) литература разных стран, эпох, разных языков.
  2. Цель исследования: рассмотреть:
    1. формирование "книжного мира" героев;
    2. связь "книжного мира" с металитературной проблематикой романа.
  3. Литературный мир Онегина:
    1. литературные произведения, знание которых было необходимо для самоутверждения в светском обществе;
    2. круг чтения: Адам Смит (политэкономические труды), Ювенал, Вергилий, Байрон;
    3. Онегин и байронический герой: Евгений формирует свой образ по образу и подобию романтического героя.
  4. Литературный мир Татьяны как "виртуальная реальность":
    1. сентиментальные романы (Ричардсон, Руссо), где главной добродетелью является благопристойность, высокие моральные, религиозные принципы;
    2. романтическая литература, романы ужасов, где главные герои -мрачные, одинокие, противостоящие миру личности;
    3. литература и фольклор в сознании Татьяны: народные предания, страшные рассказы, приметы, сонник Мартына Задеки.
  5. Литературный мир Ленского -мир романтической поэзии. Круг чтения героя влиял на формирование его политического и эстетического мировоззрения. Ориентация на образы немецкого романтизма (Шиллер, Гeте).
  6. Пересечение литературных миров главных героев:
    1. присутствие романтических произведений как в "библиотеке" Татьяны, так и в "библиотеке" Онегина;
    2. появление сентиментальных романов, которые читала Татьяна, в "библиотеке Онегина;
    3. общая "библиотека" Татьяны и Онегина: Руссо, мадам де Сталь, Байрон.
  7. Книжный мир и реальность. Столкновение миров приводят к трагедии у Татьяны, к гибели Ленского.
  8. Выводы:
    1. литературность персонажей Пушкина: отождествление героями самих себя с образцовыми литературными типами;
    2. условный герой в реальной русской действительности 20-х годов XIX века;
    3. преодоление литературности в романе через металитературную рефлексию.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998