Интертекстуальные аспекты "Поэмы без героя"
Анны Ахматовой
Семинар по литературе, 10 класс.
Додонов С.
Понятие "интертекстуальность" впервые встречается в
работах Ю.Кристевой. Теория интертекстуальности получает
дальнейшее развитие в трудах французских (Р.Барт) и
отечественных (Б.Гаспаров, А.Жолковский) филологов.
По Жолковскому, интертекстуальность - межтекстовые связи.
Выявление интертекстуальных аспектов - "вскрытие неожиданных своиств
произведения путем постановки его в новые, но существенные
контексты".
Хотя понятие интертекстуальность было введено в
литературоведение во второй половине двадцатого века,
ретроспективно, оно может быть перенесено на предыдущие эпохи
литературы. Особое место интертекстуальные связи занимают в
литературе "серебрянного века".
Целью данной работы не является выявление всех
интертекстуальных связей "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.
Скорее, в нашу задачу входит выявление интертекстуальных
аспектов "Поэмы без героя" именно в связи с литературой
"серебрянного века", с произведениями поэтов - современников
Ахматовой (И.Анненского, А.Блока, О.Мандельштама, М.Кузмина).
В работе мы рассматриваем следующие вилы интертекста,
встречающиеся в "Поэме без героя". Во- первых, реминисценции из
произведении вышеперечисленных поэтов "серебрянного века".
Во-вторых, перенос художественной образности, характерной для
творчества данного поэта вместе с еЈ транформацией в контексте
"Поэмы без героя".
Примеры интертекста в "Поэме без героя".
Ахматова - Анненский: принцип восприятия и трансформации
предметного мира, категория времени.
Ахматова - Блок: помещение маркированно блоковских образов
в контекст "Поэмы без героя" при помощи цитат из
произведений:
точных ("На поле куликовом"), изменЈнных ("Шаги Командора","В
ресторане").
Ахматова - Мандельштам: конструктивный принцип создания
текста, фонетика, ритмика.
Ахматова - Кузмин: обращение с предметной детализацией,
строфика, ритмика.
"Поэма без героя" Анны Ахматовой вбирает в себя
определяющие черты поэтики "серебрянного века".При этом
оригинальность творческого решения автора проявилась и в
том,что "пропитав" свой текст "голосами" других поэтов, Анна
Ахматова сохранила творческую независимость текста, возможно,
открыв тем самым новую страницу в литературе двадцатого века.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998