Интертекстуальные аспекты "Поэмы без героя"
Анны Ахматовой


Семинар по литературе, 10 класс.
Додонов С.


     Понятие "интертекстуальность" впервые встречается в работах Ю.Кристевой. Теория интертекстуальности получает дальнейшее развитие в трудах французских (Р.Барт) и отечественных (Б.Гаспаров, А.Жолковский) филологов.
    По Жолковскому, интертекстуальность - межтекстовые связи. Выявление интертекстуальных аспектов - "вскрытие неожиданных своиств произведения путем постановки его в новые, но существенные контексты".
    Хотя понятие интертекстуальность было введено в литературоведение во второй половине двадцатого века, ретроспективно, оно может быть перенесено на предыдущие эпохи литературы. Особое место интертекстуальные связи занимают в литературе "серебрянного века".
    Целью данной работы не является выявление всех интертекстуальных связей "Поэмы без героя" Анны Ахматовой. Скорее, в нашу задачу входит выявление интертекстуальных аспектов "Поэмы без героя" именно в связи с литературой "серебрянного века", с произведениями поэтов - современников Ахматовой (И.Анненского, А.Блока, О.Мандельштама, М.Кузмина).
    В работе мы рассматриваем следующие вилы интертекста, встречающиеся в "Поэме без героя". Во- первых, реминисценции из произведении вышеперечисленных поэтов "серебрянного века". Во-вторых, перенос художественной образности, характерной для творчества данного поэта вместе с еЈ транформацией в контексте "Поэмы без героя".
    Примеры интертекста в "Поэме без героя".
    Ахматова - Анненский: принцип восприятия и трансформации предметного мира, категория времени.
    Ахматова - Блок: помещение маркированно блоковских образов в контекст "Поэмы без героя" при помощи цитат из произведений: точных ("На поле куликовом"), изменЈнных ("Шаги Командора","В ресторане").
    Ахматова - Мандельштам: конструктивный принцип создания текста, фонетика, ритмика.
    Ахматова - Кузмин: обращение с предметной детализацией, строфика, ритмика.
    "Поэма без героя" Анны Ахматовой вбирает в себя определяющие черты поэтики "серебрянного века".При этом оригинальность творческого решения автора проявилась и в том,что "пропитав" свой текст "голосами" других поэтов, Анна Ахматова сохранила творческую независимость текста, возможно, открыв тем самым новую страницу в литературе двадцатого века.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998