V Российская научная конференция школьников "Открытие"

Секция МХК

III место

ИСТОРИЯ ЕГИПЕТСКОГО КОСТЮМА

Автор: Леднева Юлия, ученица 10 класса гимназии № 18 г. Рыбинска Ярославской области.

Научные руководители: Громова Т.Р., Шленская Т.Ю. учителя гимназии № 18

.

По настоящему красив и счастлив тот, кто находит время и силы постигать великую культуру человечества.

С.Т. Коненков

Введение

Важнейшей составной частью предметного центра является костюм - средство эстетического воспитания личности. Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств. Изучая, историю костюма мы можем сказать, что одежда появилась в самые отдаленные времена существования культуры, еще в первобытном обществе. Она была не только средством защиты человека от воздействия природы, но и была определенным видом художественного творчества народа. Костюм является носителем стиля, выражая его при помощи цвета, силуэта, фактуры и декора. В одежде, как в произведении искусства воплощаются духовные ценности, накопленные обществом. Одежда может сближать людей, способствовать взаимопониманию и единению, а может разделять, становясь признаком несправедливости и несовершенства человеческих отношений. Одежда минувших времен несет в себе ценную информацию, она - незаменимый объект исследования национального костюма. Хранителями традиций которого является народ.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (2900 -2400 гг. до н.э.)

Древнее царство - это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего Царства был Мемфис.

Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани - изо льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.

В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.

Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело. Египтянки Древнего царства всех сословий носили "калазирис" - длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ. Рабыни ходили практически нагими.

Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник - "схенти". Схенти носили все - от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную. Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали ча плечи.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО(2000-1700 гг. до н.э.)

Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.

Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.

Мужской костюм

Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой. а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.

Женский костюм

Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтян он становится более нарядным и украшается различными узорами.

Костюм фараона

Одежду фараона определял старинный придворный церемониал:

Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла бича золотая подвязанная борода и корона.

Главным символом царской власти был урей - особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота он украшал "царское убранство" - корону и пояс. Урей символизировал 'власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок - клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху - металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами - так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.

Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килео-образная, белого цвета, а в Нижнем Египте - в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.

Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение - золотой треугольник с изображением

Восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, наткнутых на раму. Передник с обеих сторон украшали уреи.

Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Костюм царицы

Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.

Царица была наместницей богини Исиды на земле помимо урея. знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба Форма короны могла меняться. Помимо короны царица носила диадему.

Новое царство(1580-1085гг до н. э.)

В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утончЈннее, что нашло свое отражение и в костюмах.

Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени - сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.

Мужской костюм

Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей. Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды - "усх", который состоял из калазириса и "синдона", большого куска прямоугольной ткани. Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазирисы и завязывали спереди.

К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.

Фараон и знатные египтяне носили калазирисы, а поверх него - плиссированный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.

Женский костюм

В эпоху Нового царства калазирисы по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей Нередко их украшали чешуйчатым узором - рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба (кобчика) - символа Исиды. На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.

Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели.

Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.

Обувь

Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.

Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.

Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.

Прически и головные уборы

Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего Царства так же, как и обувь, пужили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.

С Древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.

Парики могли быть и с прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором. Бороды, как правило, тоже брились.

Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду

принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.

Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием.

Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин - с длинными и пышными спиральными локонами.

Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы - длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы,

Юные наследники фараона носили парик с "локоном юности" - небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.

Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами

Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.

Украшения

Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.

Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове - золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.

Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.

Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.

В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.

Традиционным украшением египтян был Ускх - широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.

Украшения египтяне хранили в ларцах.

Простые люди тоже любили украшения, но у них они были совсем недорогими - из керамики и бронзы.

Искусство Древнего Египта, во многом основанное на религиозно-мифическом восприятии мира, носило яркие черты индивидуальности, отразившиеся в архитектуре, скульптуре, и, разумеется, в орнаментах.

Еще Геродот упоминал в своих сочинениях, что Египет является "даром Нила", поскольку эта река была источником плодородия, на котором и базировалась вся египетская цивилизация. Неудивительно поэтому, что частыми элементами изображений в искусстве Египта являются растительные мотивы.

Один из повторяющихся элементов египетских орнаментов - изображение дерева Священными в Древнем Египте

считались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора. акация.

тутовое дерево (шелковица).

Связь "вода - дерево - женщина" оказывается очень древней .Священные деревья часто высаживались в Древнем Египте на границах орошаемых земель, где они служили, с одной стороны, естественной преградой пескам и маркировкой границы, а с другой стороны, были мистической оградой от злых сил. Неудивительно, что изображение ряда деревьев как части орнамента имело не только чисто декоративное значение, но и выполняло функцию оберега, то есть, защищало и предмет, и его владельца.

"Лотосы - одни из наиболее красивых цветов, которые можно увидеть в долине Нила. Неудивительно, что еще с глубокой древности их изображения являются непременным атрибутов многих орнаментов. В долине Нила наиболее распространены были белый лотос и голубой лотос. Более редким был розовый лотос, завезенный в Египет из Индии уже во времена римского владычества; его изображения, как правило, не встречаются среди древних орнаментов.

Лотос как символ был настолько популярен в искусстве Древнего Египта, что его можно найти от декоративного украшения капителей массивных колонн до орнаментов на туалетных сосудах и ювелирных украшениях. Любопытно, что в египетских текстах белый лотос назывался словом ззп, откуда после длительных превращений возникло арабское имя Шуан, ветхозаветное Сусанна и европейское Сюзанна!

Стоящие стеной заросли папируса с его вздымающимися из воды мощными стеблями как бы сами собой уже создавали определенный ритм повторов, который так и просился быть перенесенным на поверхности при декодировании предметов. Часто стилизованное изображение прибрежных зарослей становилось своеобразным фоном, рядом с которым изображались фигуры людей и животных.

Среди таких растительных мотивов часто можно увидеть фигурки птиц, которые также глубоко символичны.

Мистический смысл изображаемых на египетских орнаментах предметов не лишал их при этом чисто декоративных особенностей. Скульпторы Древнего Египта, к примеру, помещали изображения тех же лотосов не только на стены храмов, но и на небольшие фигурки бегемотов. В результате создавалось впечатление, что окружающая природа как бы отражается в его лоснящихся складчатых боках - прекрасный прием, достойный повторения и в наши дни!

Заключение

История костюма - это неиссякаемый источник мудрости и красоты. Узнавать, изучать, исследовать исторический костюм, - значит, полюбить его, понять и почувствовать, что это основа художественной культуры народов. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев своей научной деятельности, много внимания уделял изучению способностей человека постигать эстетическое, художественное совершенство шедевров мирового культурного наследия. Он говорил, что "надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого. Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного…" Многие художники-модельеры обращаются к историческому костюму. Постоянно ведется изучение костюма и в домах моды ведущих российских модельеров Зайцева и Юдашкина. Мода древнего Египта, как и все искусство- это удивительный и во многом еще загадочной страны да сих пор очаровывает своей таинственностью и древностью. В тоже время отдельные элементы египетской моды неожиданно проявляются в самых современных нарядах. Молодые художники, обращающиеся в своем творчестве к этой сложной, но интересной тематике имеют неизменный успех. В качестве примера можно привести рыбинскую художницу Евсееву Т.В., которая в 1998 г. представила коллекцию стилизованных египетских костюмов в количестве двадцати пяти моделей под названием "Ветер с Нила". С большим успехом демонстрировала свои модели в Ярославле и Москве, и удостоилась признания своих произведений таким известным модельером высокой моды как Зайцев.

Это показывает, что древняя культура неисчерпаемый источник вдохновения в творчестве художников модельеров нашего времени.

Мною была проведена исследовательская работа по терминологии исторического костюма, выполнена практическая часть по изготовлению макетов костюмов Египта. Я изучила орнаменты иероглифы, технологию кроя одежды. А совсем недавно наша гимназистка Калинина Кристина по счастливому случаю съездила в Египет и привезла интересный материал по истории костюма. Это календарь из папируса, женский костюм, различные сувениры и книги. Мне очень нравится одежда египетского общества, потому что она свободно облегает фигуру, позволяет человеку чувствовать себя раскрепощено и провозглашает культ прекрасного человеческого тела, а изучение ее помогает прикоснуться и открыть тайны прошлого. Мне было очень интересно узнать исторические корни современной одежды и удалось выяснить почему традиции в искусстве изготовления египетского костюма сохранились неизменными на протяжении многих тысячелетий. А причина этому послужило то, что художники Египта не имели права на творческую фантазию. Они работали в соответствии со строгими правилами и традициями.

Мой реферат может представлять интерес для преподавателей и учащихся нашей гимназии по истории, театральному творчеству, изобразительному искусству и труду, а так же для любителей исторического костюма и эрудитов.