Четвертая Российская научная конференция школьников “Открытие”

Секция - психология

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЯЕМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ САМООЦЕНКИ

Работу выполнил:
Мелешников Алексей
9 "Б"класс
школа 43 г. Ярославля

Научный руководитель:
аспирант ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Разина Т.В.

Ярославль, 2001

1.ВВЕДЕНИЕ.

Нередко у людей не складываются гармоничные взаимоотношения по причине неадекватной вы-раженности, проявляемости взаимных чувств. В результате подобной дезинформации отношения не развиваются, а затухают. Разные люди различаются по степени умения проявлять свои истинные чувст-ва к окружающим и реагировать на их поведение, и эти различия, по нашему предположению, зависят от самооценки.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится межличностное общение. Следова-тельно, проблема соответствия истинного и проявляемого отношения приобретает для подростков большую роль. Выяснить связь проявляемого и внутреннего отношения важно потому, что это даст возможность определить причины неадекватного отношения подростка к окружающим.

В современной психологии существуют отдельные исследования по самооценке, эмоциональным отношениям, но проблема их соответствия и связи с проявляемыми в поведении отношениями была затронута нами впервые. Новым является методологический подход в исследовании данной темы, основанный на принципах математического моделирования.

Нами выдвигаются следующие гипотезы :

  1. При завышенной и заниженной самооценке отношение активного проявляемого отношения (АПО) к внутреннему отношению (ВО) меньше, чем при реалистичной.
  2. При увеличении нереалистичности самооценки темп снижения уровня АПО при неизменном ВО увеличивается.
  3. При нереалистичной самооценке при увеличении уровня ВО величина отношения АПО к ВО уменьшается.

Цель работы - найти соотношение между внутренним отношением ( далее - ВО ) и проявляемым отношением (далее - ПО) подростка к сверстникам в зависимости от его самооценки. Рассматриваются только позитивные отношения.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ДИНАМИКА ПРОЯВЛЯЕМОГО И ВНУТРЕННЕГО ОТНОШЕНИЙ.

2.1. Понятия внутреннего и проявляемого отношений.

Под ВО мы подразумеваем продукт аттракции. Аттракция - процесс формирование привлекательности какого - то человека для воспринимающего. Понятие ПО тесно связано с понятием ВО. ПО - это продукт экстериоризации ВО. Мы предположили, что у некотоых подростков существуют антистимулы к экстериоризации ВО, уменьшающие ПО и зависящие от самооценки.

ПО мы разделяем на активное (АПО), когда человек является инициатором общения, не зная какова будет реакция партнера и реактивное, когда он реагирует на ПО партнера. В нашей работе будут рассмотрены лишь основные закономерности зависимости отношения АПО к ВО от самооценки.

Чтобы определить АПО более четко, мы посчитали необходимым ввести понятие качества, которое бы определяло силу активного ПО при данных условиях. Условно его можно назвать контактной активностью (далее КА). КА - это ситуативно изменяемое свойство социально - ориентированного че-ловеческого поведения, заключающееся в близости ПО и ВО в том случае, когда данный индивид явля-ется инициатором акта общения.

При доказательстве гипотез будет использоваться также понятие восприятия человеком собственного активного ПО. Оно заключается в восприятии и оценке человеком его активного ПО. Также будет подразумеваться, что если человек переоценивает собственное АПО, то его проявление будет меньше, чем при реалистичной оценке, т.к. воспринимаемое АПО человек будет считать более близким к ВО и, следовательно, удовлетворится им, хотя в действительности оно дальше от ВО. Тогда чем воспринимаемое АПО у человека выше, тем при неизменном ВО (R - const) ниже его АПО, а чем ниже воспринимаемое АПО, тем выше активное ПО.

2.2. Самооценка

Мы придерживаемся мнения, что самооценка - это личностное суждение о собственной ценности , то есть оценка человеком своих качеств, достоинств и недостатков.

2.3. Отношение АПО к ВО при заниженной самооценке.

Уровень притязаний подростка с заниженной сам. низкий, поэтому он будет удовлетворен и небольшим АПО.

Межличностные отношения имеют большую важность для таких людей, т.к. здесь они имеют возможность подтвердить либо опровергнуть свои достоинства и недостатки, поэтому уровень воспринимаемого АПО повышается, а реального АПО - понижается.

Большинство людей с заниженной самооценкой имеют мотив избегания неудачи, а боязнь неудачи является антистимулом к действию. Т.о., при равном ВО АПО подростка с заниженной самооценкой будет ниже, чем у подросткас реалистичной.

2.4. Отношение АПО к ВО при завышенной самооценке.

У большинства людей с завышенной самооценкой присутствует мотив избегания неудачи.

Подросток больше, чем при реалистичной самооценке ценит себя, и, следовательно, все, что исходит от него, в т.ч. АПО имеет большую важность, и поэтому переоценивается. Данные факты свидетельствует о том, что при равном ВО АПО подростка с завышенной самооценкой меньше, чем АПО подростка с реалистичной.

2.5. Особенности зависимости АПО от самооценки.

Рассмотрим особенности зависимости АПО от самооценки. Предполагается, что чем больше разрыв между данной самооценкой (k) и реалистичной (k =0,5), тем более резко идет падение уровня АПО при неизменном ВО.

Если факторы, понижающие АПО будут действовать сильнее (непропорционально самооценке), то АПО будет уменьшаться с каждым отрезком увеличения нереалистичности самооценки быстрее, т.е. зависимость будет носить уже не линейный, а квадратичный характер.

Для примера мы рассмотрим две фазы: немного заниженной (от 0,3 до 0,5) и немного завышен-ной (от 0,5 до 0,7) самооценки и сильно заниженной (менее 0,2) и завышенной (более 0,8) самооценки. Необходимо доказать, что в фазе I усиление действия механизмов, понижающих КА, происходит медленнее, чем в фазе II.


  1. А.
    • В фазе I подросток еще не ориентируется на опыт поведения с нереалистичной самооценкой (например, опыт одиночества для заниженной самооценки либо опыт конфликтного поведения для завышенной самооценки), а потому антистимулы к экстериоризации ВО не усиливаются.
    • Установлено, например, что немного завышенная самооценка практически не несет негативного влияния.
    B.
    • В фазе II огромную роль приобретает опыт поведения, уже сложившегося в условиях данной, либо близкой к ней нереалистичной самооценки.
    • В фазе II потребность утвердить либо опровергнуть самомнение стремительно возрастает, т.к. человек уже чувствует себя "далеко не таким, каким хотелось бы".

  2. А.
    • Темп снижения уровня АПО в фазе I будет незначительным т.к. механизмы "дереализации действительности" на уровнях немного завышенной и немного заниженной самооценки действуют не в полную силу, поскольку не сформирован новый опыт суждений о себе.
    • Действие мотива избегания неудачи также еще не сильно развито вследствие упомянутых выше факторов.
    B.
    • В фазе II (заниж. ) повышается роль межличностных отношений. Это связано большей частью с длительным опытом одиночества (конфликтного поведения).
    • Воспринимаемое АПО, оценивается очень высоко, т.к. ему придается огромное значение.
    • Большой опыт одиночества либо конфликтного поведения приводит к возникновению психических травм, которые постепенно "самоуглубляются".
    • Нереалистичная самооценка становится полностью закреплена.

В итоге можно сказать, что механизмы, повышающие воспринимаемое АПО наслаиваются друг на друга, взаимно усиливаясь. В сознании человека закрепляется свой собственный нереалистичный образ, становится еще более нереалистичным.

Мотив избегания неудачи усиливается вследствие уже измененной психической реальности, что в конце концов приводит к прогрессирующему отрыву человека от действительности. Чем дальше самооценка человека удаляется от реалистичной, тем быстрей происходит уменьшение АПО при неизменном ВО.

2.6. Особенности зависимости АПО от ВО.

Рассмотрим зависимость АПО от внутреннего при неизменной самооценке. Предположим, что разница в активном ПО проявляется больше на более сильных степенях отношения, чем на менее сильных.

  1. Воспринимаемое АПО при увеличении предполагаемого активного ПО начинает искажаться больше, чем на прежних уровнях, потому что важность отношений, которая является причиной искажения восприятия АПО при заниженной самооценке растет вместе с ВО.
  2. Факторы, уменьшающие отношение АПО при k, не равном 1, увеличиваются при увеличении ВО, поскольку большее отношение требует больших ресурсов от человека.
  3. Мотив избегания неудачи проявляются еще больше, поскольку значение отношения растет, следовательно, увеличивается действие мотивов, связанных с ним.
  4. Более глубокие отношения требуют большего проявления способностей человека, а их оценка связана с самооценкой.

Таким образом, факторы, понижающие активное ПО ( f ) усиливаются, т.е. зависимость носит характер квадратичной функции, поэтому при k, не равном 1, и R1 < R2 справедливо неравенство a(R1)/R1>a(R2)/R2, как мы и предполагали.

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Выборка.

28 школьников ( 9 "А" класс школы №43 г.Ярославль ) в возрасте 14-15 лет.

1.2. Методики.

Применялась методика для измерения самооценки, модифицированная нами, а также методика для нахождения уровня ВО (желаемого отношения), воспинимаемого АПО, воспринимаемого АПО партнера.Результаты, полученные после проведения методик, обрабатывались так, чтобы вычислить среднее арифметическое всех видов и уровней отношений и их зависимости. При обработке первичных данных применялась описательная статистика, однофакторный дисперсионный анализ, находилась корреляция.

1.3. Анализ результатов.

Во всех случаях достоверность результатов была весьма невелика, т.е. были выявлены лишь основные тенденции:

  1. Чем больше отличие данной самооценки от реалистичной, тем меньше АПО при равном ВО. В результате того, что с заниженной самооценкой было лишь двое испытуемых, расчет проводился лишь для завышенной самооценки. Была найденаа корреляция " -0,49 ". Данный факт подтверждает нашу гипотезу, но лишь для завышенной самооценки.
  2. Скорость изменения функции a = f(k) увеличивается при увеличении завышения самооценки. Т.о., зависимость АПО от самооценки должна была бы иметь вид квадратичной функции a(k)=-ak2+bk+c. По 25 точкам была построена полиноминальная апроксимация, выраженная уравнением a приблизительно равно -0,017k2+1,73k+22,6 со степенью достоверности R2=0,2541, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу для завышенной самооценки (графиком является парабола).
  3. При нереалистичной самооценке при увеличении внутреннего отношения скорость изменения функции a = f(R) уменьшается. Результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу для завышенной самооценки. Графическое ее выражение совпадает с предложенным нами в теоретической части.

Указанный уровень достоверности результатов может быть вызван:

  1. Метод, выбранный для доказательства гипотез - экспертная оценка АПО партнера, не является точным, т.к. в данном случае наблюдается искажение в восприятии АПО (более подробно это будет рассмотрено в нашей следующей работе).
  2. Наличие когнитивной установки позволяющей приравнивать взаимное отношение и АПО либо реактивное ПО и АПО.
  3. Ограниченное количество испытуемых, недостаточная репрезентативность выборки.
  4. Идеал недостаточно осознан и сформирован поэтому при выполнении теста на определение самооценки, испытуемые могли включать в идеал либо не все действительно значимые, либо незначительные для них характеристики.
  5. Возможно, что у испытуемых имелась тенденция к социально одобряемому поведению.

3.4. Общие выводы.

По результатам проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:

  1. Если подросток имеет самооценку, большую либо равную реалистичной, то величина его контактой активности обратно соотносится с самооценкой.
  2. При увеличении завышенной самооценки темп снижения уровня АПО при неизменном ВО увеличивается. 3
  3. При завышенной самооценке при увеличении уровня ВО величина отношения АПО к ВО уменьшается.

Необходимо отметить, что роль данных выводов для теоретической психологии межличностных отношений весьма значительна. Это объясняется тем, что никаких работ по исследованию ПО отдельно не велось ни отечественными, ни зарубежными психологами, а определения ПО, активного и реактивного ПО, контактной активности сформулированы нами впервые.

Полученные результаты открывают перспективы для экспериментальных исследований аттракции (которых, как известно, очень немного). На практике установленные теоретические закономерности могут быть использованы при психологическом консультировании подростков с проблемами в области межличностных отношений.

В дальнейшем нами будет продолжена работа по исследованию ПО подростков. Наиболее инте-ресным направлением нам представляется изучение соотношения между активным и реактивным ПО индивида в зависимости от его самооценки и локуса контроля.

Выход